Экологическое образование и просвещение

/ Научный руководитель программы Валентина Митрофановна Назаренко, вице-президент Зелёного креста, д.п.н., профессор, академик РАЕН.

      Экологическое образование и просвещение – одна из основных программ ЗК.
      В её рамках ежегодно проводится международная конференция по образованию для устойчивого развития. Это уникальная возможность собрать и объединить различных специалистов, лучших представителей местных сообществ, для глобального диалога, установления партнёрских отношений, организации совместных научных исследований и экологических практик, создания центров и групп исследования проблем устойчивого развития как в общецивилизационном плане, так и применительно к отдельно взятой стране, в частности, к России. Информация и опыт, полученные участниками конференций, позволяет им выработать на местах стратегию сотрудничества общественности с властными структурами, с деловыми кругами; предложить конструктивный подход к решению экологических проблем и практические шаги в этом направлении.
      Учитывая вклад в развитие экологического образования в России, ЗК был приглашён принять участие в разработке Экологической доктрины России.
      ЗК и его региональными отделениями проводится большая, многоплановая, интересная работа по экологическому просвещению населения, экологическому образованию учащейся молодёжи, повышению квалификации учителей. Это – конференции, форумы, семинары, экологические рейды и акции, а также детские экологические конкурсы, смотры, фестивали и другие мероприятия. Кроме школьников в них прямо или косвенно участвуют их родители, представители администрации, деловых кругов, общественности, СМИ.
      Летние профильные экологические школы-лагеря – эффективная форма привлечения детей и подростков к природоохранной деятельности. Кроме того, в этих лагерях осуществляются реабилитационные мероприятия по лечению детей из экологически неблагополучных регионов.
По программе оздоровительных экологических лагерей ЗК в мае-августе ежегодно организуются лагеря где при поддержке международных организаций и властных региональных структур, отдыхают с 1997 г. и поправляют своё здоровье дети, проживающие в районах хранения и уничтожения химического оружия и радиационного загрязнения.
      Каждый лагерь имеет свои особенности проведения и программы. Одни проводятся практически в походных условиях, другие – на базе санаториев и курортов. Общее – это то, что каждый день насыщен разными событиями, большинство из которых имеет экологическую направленность. С детьми работают специалисты-экологи, врачи, психологи, социальные педагоги, инструкторы по туризму и спорту. Цель экологического блока программы лагеря – формирование позитивного отношения к окружающему миру (природа + человек), повышение уровня экологической культуры через экологическое просвещение подрастающего поколения.
      Главным компонентом системы выступает Международная конференция по образованию для устойчивого развития, создающая теоретическую основу для практических инициатив, а также обучающие семинары, летние лагеря для детей и студентов, конкурсы и инновации.
      Образовательный элемент содержится во всех основных программах, в которых участвует Зелёный крест.
      В рамках программы Зелёного креста «Экологическое образование и просвещение» 27-28 июня 2009 г. в Москве состоялась Юбилейная XV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития». Партнерами конференции выступили Международный Зелёный крест, Посольство Финляндии в России, Международный независимый эколого-политологический университет, Швейцарский Зелёный крест.
      В её работе приняли участие более 130 человек из 29 регионов России, а также Беларуси и Украины - представители государственных, общественных и научных организаций, природоохранных служб, средств массовой информации, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, преподаватели ВУЗов, методисты, учителя и другие заинтересованные лица.
      Ключевыми вопросами на конференции стали:

  • чему и как учить в современном мире;
  • становление культуры устойчивого развития;
  • экологическая безопасность и приоритеты экологической политики России;
  • качество окружающей среды и здоровье человека;
  • идеи устойчивого развития в образовании дошкольников и школьников;
  • проблемы модернизации высшего профессионального экологического образования;
  • просвещение и экологические акции в защиту водных объектов;
  • просветительская деятельность в охране живой природы: потенциал НПО.
     Острыми были дискуссии по вопросу соотношения экологического образования и образования для устойчивого развития в современных условиях. Интересен был обмен мнениями в области обновления содержания образования за счет использования надпредметных программ в области ОУР и инновационных педагогических технологий развития культуры устойчивого развития.
     В процессе обсуждения были определены и уточнены некоторые проблемы в реализации идеологии устойчивого развития в системе образования России. Прежде всего, это отсутствие национальной стратегии образования для устойчивого развития, административно-правовой базы, соответствующих учебников, учебных пособий, методических разработок.
     В целом очевидно отставание России в мировом процессе реформирования образования в интересах устойчивого развития, рекомендованной ООН.
     Участники конференции отметили, что Зелёный крест остается ведущей и единственной неправительственной экологической организацией, которая в течение 15 лет последовательно проводит ежегодные международные конференции по проблемам экологического образования и просвещения населения, объединяя единомышленников не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. 
     В течение 2009 г. региональные отделения Зелёного креста проводили большую, многоплановую и разнообразную работу по экологическому просвещению населения, экологическому образованию учащейся молодёжи, повышению квалификации учителей и других специалистов.
     Практически во всех регионах прошли конференции по экологическому образованию. Как правило, организаторами выступают высшие учебные заведения, в которых преподаватели профессионально занимаются экологическими проблемами. Большинство конференций имеют статус научно-практических, в их работе принимают участие не только профессорско-преподавательский корпус, но аспиранты, студенты, школьные учителя-практики. Тематика таких конференций достаточно разнообразна и охватывает экологические, социально-экономические, природоохранные и другие аспекты изучения и развития региона, затрагивает проблемы здоровья населения, современные методы мониторинга окружающей природной среды, вопросы экологического воспитания детей.
      Для школьников и учащейся молодежи постоянными стали региональные научно-практические конференции. В Пензе, например, с большим успехом прошла областная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды. В Кировской области - 4-я областная научно-практическая конференция молодежи «Экология родного края».
      Традицией стало проведение экологических рейдов, десантов, акций, конкурсов детских рисунков, плакатов, фотографий. Так, участниками V Международного конкурса детского рисунка, который проводится в Беларуси, стали 8 000 школьников из России.
      В летних оздоровительных лагерях программа экологического образования и просвещения является обязательной и ведущей. Большой опыт накоплен педагогами из г. Почепа Брянской области. Дети участвуют в экологических праздниках, десантах, выступают перед взрослыми с литературно-музыкальными композициями и спектаклями по экологической тематике.

Природная Энергия - www.yaeco.ru, http://yaeco.ru/http://yaeco.blogspot.ru