Программа Социальная Медецина: С 24 июня по 12 июля проходил эколого-оздоровительный лагерь для детей

04.08.2012
Время работы ЭОЛ «Десна- 2012» -
с 24 июня по 14 июля 2012 г.

Место работы лагеря - санаторий «Жуковский»
Брянской области.

Количество детей в лагере – 24.
Тип и назначение лагеря - эколого-оздоровительный лагерь для детей из Почепского
района, проживающих в зоне защитных мероприятий, установленной вокруг объекта
хранения и уничтожения химического оружия и детей, члены семей которых участвовали
в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или являются переселенцами
из загрязненных территорий.
Основная цель эколого-оздоровительного лагеря:
• провести комплексное оздоровление и лечение 24 детей из Почепского района,
проживающих в экологически неблагоприятной зоне – территории, пострадавшей
от аварии на Чернобыльской АЭС и территории хранения и уничтожения
химического оружия;
• провести эндо-экологическую реабилитацию детей по системе Левина;
• раскрыть индивидуальные творческие особенности и таланты каждого ребенка;
• сообщить детям дополнительные знания об окружающей нас природе и ее
законах;
• научить детей навыкам практического позитивного отношения к своему здоровью
и общению с природой;
• помочь ребятам приобрести новых друзей, познакомить их с историческими
местами и памятниками Брянской области.
Принцип подбора детей:
медицинские показания; проживание семьи ребенка вблизи арсенала хранения и
уничтожения химического оружия; семьи переселенцев из загрязненных в результате
аварии на Чернобыльской АЭС территорий;
низкий социальный статус семей:

малообеспеченные, многодетные, неполные и проблемные семьи.

Результаты работы лагеря «Десна-2012»:

Содержание, формы и методы работы определялись педагогическим коллективом
лагеря, исходя из следующих принципов педагогической деятельности:
• единства воспитательной и оздоровительной работы;
• развития национальных и культурно-исторических традиций малой родины;
• учета интересов, способностей, возрастных особенностей подростков;
• поддержки инициативы и самодеятельности воспитанников.

Выполнены:
• программа «Здоровье», в рамках которой была полностью проведена
ЭНДОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ детей ПО СИСТЕМЕ ЛЕВИНА,
выполнено индивидуальное лечение детей согласно диагнозам санаторно-
курортных карт; проведены необходимые медицинские исследования и
консультации врачей узких специальностей;
• экологическая программа, главным принципом которой является принцип:
«Твое здоровье, плюс здоровье окружающей среды – основы твоего успешного
будущего»;
• психолого-педагогическая программа, в ходе реализации которой дети учились
заботиться о своем здоровье и о младших товарищах, учились осознавать меру
своей ответственности за процессы, происходящие в природе и в социуме,
адаптироваться в природе и обществе сверстников.

ЭОЛ «Десна – 2012» жил в санатории «Жуковский» под девизом:
« Помогай природе, живи сам в согласии с природой, научись быть ответственным за
происходящее вокруг тебя, научи других жить по этому принципу и будь успешен и
здоров!».

Программа «Здоровье»
Детство – особая пора в жизни человека, время самого интересного развития
личности. Период детства должен быть временем мира и здоровья, духовно-
нравственного, интеллектуального становления и роста. В летнее время тема сохранения
здоровья особенно актуальна. Летний лагерь – это радость общения с друзьями, познание
окружающего мира. Летние эколого-оздоровительные лагеря для детей из экологических
неблагополучных мест – жизненно необходимый фактор. Проводились ЭОЛ «Десна»
ежегодно с 2002 г. на базе санатория «Жуковский», где в течение 10 лет прошли курс
лечения и оздоровления около 300 детей.
В лагере «Десна-2012» для детей были проведены:
• индивидуальное подробное медицинское обследование в начале и в конце смены;
• 21-дневный лечебно-оздоровительный курс;
• образовательные программы по экологии, культуре, истории родного края;
• экологические и культурологические мероприятия и экскурсии;
• спортивные и игровые мероприятия.

24 ребенка из Почепского района Брянской области (возраст - от 8 до 15 лет)
в период с 24 июня по 14 июля 2012 года находились на лечении и оздоровлении в
санатории «Жуковский». В соответствии с планами оздоровления, дети дважды прошли
обследование в лаборатории санатория: у 100% детей был проведен общий анализ крови с

лейкоцитарной формулой, общий анализ мочи, контроль веса, роста, АД, ЭКГ в начале и
в конце пребывания в санатории. По показаниям, количество обследований у некоторых
детей проводилось чаще.
В период пребывания в лагере дети получили различные процедуры:
фитотерапию, аромотерапию, ЛФК, а также специальные занятия по коррекции осанки,
физиолечение, массаж, лечебные ванны, специализированное лечение носоглотки.
Все 100 % поступивших на оздоровление детей получали лечение по программе
эндоэкологической реабилитации по методу профессора Левина. В период лечения дети
имели возможность принимать местную минеральную воду, (по показаниям) по составу
отнесенную к типу «Угличской».
На фоне проведенного лечения, строгого соблюдения режима дня,
сбалансированного питания, дозированной физической нагрузки, нормализовались
показатели общего анализа крови у 92% детей, улучшились показатели общего анализа
мочи – 84%, отмечена прибавка массы тела – 72%. Субъективно (по мнению детей)
улучшился сон и аппетит, общее состояние здоровья.

По окончании заезда:
- лечащим врачом группы каждому ребенку выданы рекомендации для
дальнейшего оздоровления и медицинских наблюдений (практически всем детям
рекомендовано наблюдение педиатра по месту жительства, ежегодное оздоровление
в санаторных условиях, необходимость провести контрольный анализ мочи у детей
с выявленной патологией и провести УЗИ-диагностику мочевыделительной системы,
отдельным детям - наблюдение и лечение у специалистов);
- родителям и лечебным учреждениям района рекомендовано обратить особое
внимание на качество питьевой воды (уровень минерализации) по месту жительства;
- четырем детям (пиелонефрит и хронический пиелонефрит) выписаны и даны для
продолжения лечения дома почечные сборы, рекомендованы консультации и наблюдение
уролога;
- двум детям (врожденные пороки сердца) рекомендовано постоянное наблюдение
и лечение у кардиолога;
- пятерым детям (заболевание сердечно-сосудистой системы) рекомендованы
консультации и наблюдение у кардиолога;
- трем детям (заболевание желудочно-кишечного тракта) – консультации и лечение
у гастроэнтеролога;
- двум детям оперативное вмешательство ЛОР врача;
- анализы мочи и крови детей, параметрические данные - рост и вес - (в начале и
в конце заезда), ЭКГ и санаторно-курортные книжки выданы родителям на руки с тем,
чтобы можно было участковому педиатру провести сравнение показателей.

Экологическая и психолого-педагогическая программа
лагеря строилась по принципу
тематического коллективного творческого
дела и девиза: «Каждый ребенок – талантлив»,
педагогического
принципа
максимального времени общения воспитателей и детей и максимального общения
детей со сверстниками и природой.
В рамках реализации психолого-педагогической программы работы с детьми
воспитателями ЭОЛ «Десна-2012» были поставлены и успешно реализованы следующие
цели и задачи лагеря:
• оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив,
• создание в лагере атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, веселья и
доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального,
физического, творческого потенциала детей,


воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи,
воспитание осознанной ответственности за свои поступки.

В ходе работы ЭОЛ «Десна - 2012» была поставлена цель проанализировать мнения
подростков об ответственности, попытаться
выявить, каковы представления
подростков об ответственности; какие объекты ответственности они относят в зону своего
внимания, что они вкладывают в понятие быть ответственным - от хорошо понятных и
близких ребенку отношений ответственности перед самим собой, своей семьей, своим
близким окружением, до более абстрактных, удаленных – перед страной, обществом,
миром, как соотносят свой внешний вид и свое внутреннее «Я». В ходе проведения всех
мероприятий с детьми в лагере, тем или иным способом. старались подчеркнуть мысль об
ответственности подростка за любое дело, тем самым подготавливая их к сознательному
ответу на вопросы анкеты. В конце пребывания в лагере детям было предложено
заполнить анкету, где необходимо было соотнести приведенные в ней высказывания с их
собственными представлениями об ответственности. Вопрос анкеты звучал так: «Какие
из приведенных ниже высказываний, по-вашему, раскрывают содержание личностного
качества «ответственность»? (Детям нужно было отметить любое количество пунктов, с
которыми они согласны) Ответственность — это:
1. готовность отвечать за свои действия перед собою;
2. выполнение своих обещаний, данных членам семьи;
3. добросовестное исполнение обязанностей ученика;
4. собственный контроль над тем, чтобы поступки не противоречили нормам
школы;
5. обязанность приносить пользу общественно-полезным трудом;
6. выполнение принятых нравственных и правовых норм и правил общества;
7. выполнение своего долга перед Родиной;
8. осознание глобальных мировых проблем и стремление в меру своих сил
помогать их решению.

Анализ анкеты показал, что проблема формирования социальной ответственности у
подростков существует, она актуальна и требует специальных педагогических методов
и инструментов для своего решения в условиях современной социальной среды и среды
школы.
Процент подростков, ощущающих свою готовность отвечать за свои
поступки перед самим собой в условиях детского оздоровительного лагеря- 83% -
вполне объяснимое явление, связанное с большой самостоятельностью детей в лагере, где
они находятся без родителей или особой опеки. Ощущают важность добросовестного
исполнения обязанностей ученика 45% . Понятно, пока подросток в школе, он находится в
ситуации, когда ощущает большую ответственность за исполнение роли ученика. В
условиях отдыха обязанность учиться отступает на задний план или приобретает игровые
формы, значит естественно, что ответственные ученические отношения уходят на второй
план. Выполнять свои обещания членам семьи готовы около 60% детей. А вот
собственный контроль за свои поступки и обязанность приносить пользу общественно-
полезным трудом, в 9-15 лет присутствует только у 29% подростков. То есть, подростки,
осознавая свою личную ответственность за свои поступки, не связывают это с
ожиданиями социума по отношению к ним. Это говорит о естественном желании
подростка побыть еще немного маленьким, которому «еще рано». Говорит это и о
большой роли педагогов и родителей в формировании этой ответственности в данный
возрастной период. 65-67% подростков готовы выполнять нравственные и правовые
нормы, осознают свой долг перед Родиной. 60% подростков готовы в меру своих сил
помогать решению глобальных мировых проблем.

Эти результаты подтверждают выводы многих психологов о ситуационной
зависимости ответственности, о влиянии окружения подростка на его оценки и
внутренние установки.
В основу общения и жизни детей в лагере было положено круглосуточное
общение детей и воспитателей. Каждый ребенок мог в любое время суток пообщаться
с воспитателем, поделиться с ним своей проблемой и получить совет и помощь.
Обязательная
часть работы педагогов лагеря -
утренняя линейка, зарядка и
подведение итогов мероприятий прошедшего дня, а из атрибутов - кепка и галстук
лидеров - ежедневно.
Объективность, в первую очередь с точки зрения детей, оценки каждого поступка
детей в течение прошедшего дня, оценка проведенного мероприятия, награда за
участие в нем, обосновывается вслух в присутствии всех детей. Особенно отмечаются
мероприятия, подготовленные по инициативе детей и самими детьми. Самые активные
ребята, успешно участвующие в многочисленных конкурсах и соревнованиях, по
традиции, имеют право выбрать первыми главный подарок -
мягкую игрушечную
зверушку. Конечно, игрушки получат все ребята, но выбрать можно только самым-
самым активным, тем, кто больше всех принес побед отряду. Такая система последнего
приза стимулирует активность детей, их желание показать все свои возможности и
способности.
Каждый день в лагере был интересным и незабываемым. Первый день, по
традиции, - день знакомства ребят между собой и с территорией лагеря. Для тех, кто
приехал сюда впервые, знакомство-экскурсию по территории санатория провели ребята,
которым посчастливилось уже побывать в ЭОЛ «Десна». Сразу же включились наши
ребята в спортивные состязания на первенство санатория: футбол, волейбол, теннис,
шахматы, веселые старты, полоса препятствий – участие ребят из ЭОЛ «Десна – 2012»
самое активное.
Ежедневная зарядка и подвижная игра – обязательное условие программы ЭОЛ.
Игры, конкурсы, однодневные пешие походы и экскурсии физически развивали ребят,
помогали лучше узнать друг друга.
Можно ли в лагере жить без праздника? Нет, конечно! Этот принцип педагоги
ЭОЛ «Десна» и их активные помощники реализовывали в многочисленных мероприятиях
своего отряда:
- праздник велосипеда и «Безопасное колесо»;
- Веселые зверята»,
- конкурс «От Куликова до Бородина»,
- «Лидер ЭОЛ»,
- «Самый меткий»,
- «Мисс Лето»;
- театрализованные экологические сказки и шутки;
- фестиваль поделок из лесного материала;
- «Шишкин день»;
- «Ключи от Жуковского леса или веселая аптека»;
- бумажная пластика и экокостюм;
- «Ловкость рук и меткость глаза»;
- конкурс знатоков «Все обо всем»;
- «Кошачий концерт» ….
В каждом из этих ежедневных мероприятий есть победители, награды и аплодисменты.
Замечательные победные выступления в конкурсах «Мистер санатория»
и «Миссис санатория» Цацурина Андрея и Патеевой Настеньки, победы Почепской
команды в конкурсах «Полоса препятствий» и «Веселые старты», второе место Даши в
шахматно-шашечном турнире - это не только ловкость и сила, это - сыгранность, чувство

локтя и взаимопонимания, взаимная поддержка. Ведь готовится Почепская команда под
руководством воспитателей не в день соревнований, а заранее, отбирая наиболее удачные
варианты состава. Девчонки и мальчишки так болеют дуг за друга, что состязаться с ними
кому-либо трудно.
Сладкие призы за различные турниры, подарки за конкурс «Кошачий концерт»,
призовые места в индивидуальных конкурсах на меткость и силу. Рисунок Почепских
ребят на асфальте настолько информационный, содержательный и яркий, что самый
маленький член жюри, Катя,
никак не хотела идти дальше, пока ей не разрешили
потанцевать и сфотографироваться на нем. Чувство гордости за свой родной Почеп, вера
воспитателей в успешность каждого ребенка, заставляла детей самих верить в свои
способности и таланты и, конечно,
проявлять их. Каждый выход представителей
ЭОЛ «Десна» на общую игровую сцену санатория дружно готовился всем лагерем, во
главе с воспитателями, конечно. Обсуждали и шили костюмы, учили мальчишек плести
девичью косу и пришивать пуговицы, отрабатывали меткость в бросании колец накануне
перед соревнованиями. Отбирали в команду, выходящую на старт за честь Почепа, самых
ловких ребят, самых дружных. Чувство ответственности за честь отряда настолько важно,
что, например, решение капитана команды: «Игорь, ты не потянешь в команде! Сыграешь
завтра в конкурсе внутри отряда»,
- Игорь воспринимал как должное, без обид и
возражений, понимая, что действительно, Миша сыграет лучше. В день соревнований
всем отрядом вместе болели и поддерживали своих ребят визгом и аплодисментами.
Различные конкурсы, спортивные и интеллектуальные игры, познавательно-
развлекательные мероприятия обучающего характера, прогулки, экскурсии, трудовые
десанты, чтение стихов, увлекательные беседы и рассказы о природе, поделки из
природного материала, ролевые и театрализованные игры, костюмы из природного
и подсобного материала, конкурсы эрудитов, поиски материала к мероприятию
в библиотеке, лепка фигурок зверей из пластилина, репетиции – все эти дела и
мероприятия, проводимые внутри своего лагеря, не оставляли детям времени для скуки.
В нашем экологическом
театре, который
всегда с нами на
живописной «Сказочной полянке», были показаны: миниатюры из жизни живой
природы по мотивам сказок и песен, экосказки, (особенно ценились написанные детьми)
презентации и шутки, искусство изготовления венков, пословицы и поговорки, знание
обычаев родного края.
Конкурс по изготовлению кукол-оберегов в этом году выполнял две роли:
изготовление куколок-двойников в честь Дня любви и верности (Дня святых Петра и
Февронии) из вязальных ниток и подарка. Каждый из детей должен был изготовить
две куколки. Нитки заготовлены и привезены воспитателями специально для этого
мероприятия; перед изготовлением кукол, детям был показан мастер-класс по их
изготовлению. Согласно преданию, Петр и Феврония жили долго и счастливо в любви
и согласии и умерли в один день. С 2008 года праздник в честь Петра и Февронии - 12
июля – отмечается как праздник семьи, верности и любви. Все работы выставлялись на
всеобщее обозрение, рассматривались и оценивались детьми. Сделанные куколки решено
было подарить детям из Жуковского приюта.
Особая статья – экскурсии. Сещинский музей интернационального подполья
и аэродром, Дятьковский музей хрусталя, Свенский монастырь, Овстуг, Жуковский
исторический музей и районная библиотека – совершенствовали и пополняли знания и
интеллект ребят.
Рассказ о работе Сещинского подполья, экскурсия по аэродрому и выставка
рисунков детской школы искусств по произведению «Путешествие Гулливера» ждали
ребят в Сеще.

Процесс изготовления хрусталя, уникальные, в большинстве своем штучные,
хрустальные изделия в музее, хрустальный иконостас в соборе (единственный в мире),
посмотрели ребята в Дятькове.
Слушали и читали сами стихи великого Ф.И.Тютчева в его доме-музее; кормили
пару лебедей и их пятерых малышей, живущих на озере в парке в Овстуге.
Историческое и духовное значение Свенского монастыря, источник святой воды
и купель, домик Петра Великого и стены центрального Собора монастыря, возводимые
на месте разрушенного, символы русской православной религии стали ближе детям в
Свенском монастыре.
Экскурсии дали
возможность детям увидеть уникальность брянских мест,
познакомится ближе с историческими и чтимыми народом местами и традициями своего
края, повысить свой кругозор.
В жаркие дни устраивались вооруженные «водные баталии» с захватом знамени
и «оружием» в виде пластиковых бутылок с водой, главной «убойной» силой в которых
была струя воды. Верх удовольствия и море воды!
Выпуск стенгазет различного назначения – одна из педагогических традиций
лагеря. Газета ЭОЛ «Десна-2012» содержала максимум информации о ежедневных
мероприятиях и распорядке жизни в лагере, воспитательно-информационного материала
с именами победителей конкурсов, поздравления и шутки.
Кропотливая работа педагогов по адаптации детей в новом социальном
пространстве, расширение их кругозора посредством целенаправленной постановки
каждого мероприятия,
дала,
в конечном итоге, свои положительные плоды.
Неуверенность в собственных силах, скованность, неопределенность в своей социальной
программе, отсутствие четкой индивидуальной программы, присутствующая в начале
заезда у детей, была преодолена достаточно быстро. Уже к середине заезда активность
большинства ребят требовала от педагогов корректировки и направления ее в нужное
русло.
В ходе реализации психолого-педагогической программы в ЭОЛ «Десна»,
дети учились общаться друг с другом, со сверстниками, с природой. «Знания и опыт
педагога + наглядное действие и красота природы + экология + здоровье = здоровый,
воспитанный, с сознательной жизненной позицией ребенок» - эту задачу педагогический
коллектив лагеря выполнил отлично.

«Мы с большим удовольствием работаем с Почепскими детьми и воспитателями
и они в нашем санатории всегда желанные гости. К Почепским детям нет претензий: они
вежливы, самостоятельны, аккуратны. Конечно, - это заслуга педагогов. Преданность
Почепских педагогов своей профессии, мастерство, выдумка, знание своих детей,
ежеминутное общение с ними, не перестает удивлять персонал санатория. Дети
выносят за собой мусор, соревнуются за самую чистую и аккуратную комнату, подметут
мусор вокруг корпуса, польют цветы в мини-клумбах, аккуратно и воспитанно войдут
в столовую и, боже упаси, никогда не бросят кусочек хлеба. В комнатах ничего не
будет сломано и испорчено. Эндоэкологическая реабилитация по системе Левина на
практике целиком проводится руками педагогов. Нам остается только мечтать о таких
воспитателях», - говорит директор санатория Ю.А.Бурец.

«У Почепских педагогов и детей создана удивительная атмосфера сотрудничества,
доверия между взрослыми и детьми. Мы видим, что многие их дети охотнее делятся
своими проблемами с педагогами, чем с родителями. Педагоги из Почепа всегда открыты
для сотрудничества, делятся своими идеями и методическими разработками с нашими
сотрудниками Дома культуры, готовы провести для коллег мастер-класс. Самое важное,
что они сами участвуют со своими детьми во всех мероприятиях. Ежедневные зарядки,

линейки и различные мероприятия, отсутствие нарушений в Почепском отряде в
течение многих лет пребывания у нас – образец для работы наших воспитателей. Это
заслуга, прежде всего, директора ЭОЛ «Десна» Капитолины Михайловны и ее команды
педагогов», - признает
заместитель директора санатория по воспитательной работе
Зарецкая А. И.

Из детских отзывов ЭОЛ «Десна-2012»
«Побывать на взлетном поле аэродрома, потрогать легендарный «Руслан»,
побывать в кабине пилота и примерить шлем можно было, только онемев от всего
увиденного. Уж как там уговорила Капитолина Михайловна командование части на эту
экскурсию, не знаем, но восторгу нашему не было предела. Глядя на наше ликование,
даже сопровождавший нас замполит улыбался».
Семененко Миша.
«Этот праздник длиной в 21 день нам подарили наши самые лучшие в мире воспитатели
и работники санатория. Огромное спасибо директору санатория Ю.А.Бурцу и нашему
доктору Л.П.Бурец за все, что было сделано для нашего отдыха в санатории».
Петухова Дина
«Этот санаторий – лучший на свете! Мне нравится здесь все. Каждый день у нас –
как праздник! Столько всего нового, интересного, яркого. Конкурсы, экскурсии,
спектакли, шутки, новые друзья. Это было просто великолепно! И так не хочется
уезжать отсюда».
Матюхина Аня


Директор лагеря “Десна 2012”: К.М. Корзанова.

Возврат к списку