Опыт взаимодействия общественных организаций с органами власти для решения задач устойчивого развития

05.08.2011 Нынешний уровень состояния окружающей среды настоятельно требует координации усилий всех структур, занимающихся экологическим образованием и просвещением населения, – и государственных образовательных, и природоохранных, и общественных организаций.

В Нижегородской области накоплен значительный опыт взаимодействия общественных, законодательных и исполнительных государственных структур для внедрения инновационных методов устойчивого развития территории.

С 2005 г. на научно-промышленном форуме “Великие реки” при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов, Законодательного Собрания области и молодёжной организации “Зелёный Парус” мы проводим детско-юношескую экологическую Ассамблею. Идея этой ассамблеи родилась в Японии на всемирном Форуме воды в 2003 г. На форум съехалось 10 тысяч делегатов со всей Земли, и среди них было несколько сотен детей – молодёжные группы со всех континентов. В том числе, очень много японских детей. Они участвовали в работе наравне со взрослыми и очень продуктивно. Мне тогда показалось, что так и надо строить работу – совместно. Присутствие детей взрослых настраивает на другой ритм работы, и детям даёт много полезного.

И вот через год мы организовали первую Ассамблею на Форуме “Великие реки”. Цель – чтобы дети участвовали в решении важных для страны проблем, чтобы учитывалось их мнение, чтобы они росли, занимаясь реальным большим делом, учились отстаивать свою точку зрения... Для нашей страны это особенно важно, поскольку существовавшие ранее детские молодёжные организации развалились и на их месте надо создавать что-то новое.

А экологическая идея – та, на которой можно объединить детей – на мой взгляд, самая подходящая. Она общечеловеческая. Земля – наш общий дом. Это всем понятно, это не политизировано, это легко объяснить любому ребёнку.

Когда мы говорим об экологических проблемах, приходит на ум наш философ Николай Фёдоров, который говорил о философии общего дела. Это общее дело должно объединить людей. И мне кажется, что на современном этапе ничего лучше экологии для этих целей не найдешь. Здесь реальное дело и этого дела очень много. И никому тут не тесно. Возьмите любую другую область – становится тесно. Возьмите науку – конкуренция, возьмите искусство – конкуренция. Везде она есть. А здесь нет. И когда в экологии пытаются насадить конкуренцию, это очень не нравится. Экология должна быть вне её. Тут не должно быть никаких оценок. Каждый, кто хоть что-то делает для спасения природы, – он хороший человек, он молодец.

С октября 2008 г. по инициативе Комитета экологии Законодательного собрания области при поддержке общественных природоохранных организаций в образовательных учреждениях начального и среднего образования проводится акция “Сделаем мир чище”, которая включает единый экологический урок “Вода для жизни” и практические усилия на каком-то природном объекте по улучшению его состояния. Материалы урока были подготовлены членами общественных организаций “Компьютерный экологический центр” и “Зелёный Парус”. В проведении урока участвовали депутаты Законодательного собрания, члены общественных организаций, учителя, педагоги дошкольных образовательных учреждений и дополнительного образования детей. Всего такие уроки прошли более чем в 350 учреждениях, в которых участвовало около 60000 учащихся 1–11 классов. Формы проведения уроков были разнообразными, но в большинстве случаев были использованы инновационные методы: демонстрационные опыты, практические лабораторные работы, игровые формы, живые газеты и журналы и т.д.
 
Согласно полученным отчётам, в практических мероприятиях “Сделаем мир чище” приняло участие около 30000 школьников и их наставников. Во многих местах на помощь школьникам пришли родители, студенты, члены общественных организаций, сотрудники администраций муниципальных образований. Объектами заботы детей были берега рек, ручьёв, озёр и прудов, родники, парки, улицы сёл и городов, пришкольные территории, пляжи и лесные массивы. Дети со своими наставниками не только убирали накопившийся мусор, но и сажали деревья и кусты, собирали желуди для последующей посадки дубов, приводили в порядок памятники истории, проводили исследования состояния природных объектов. Но ещё более важно, что практически все участники проводили агитационно-пропагандистскую работу непосредственно с населением и через средства массовой информации – публикации в газетах, передачах радио и телевидения. В октябре 2010 г. это мероприятие охватило более 70 тысяч школьников во всех районах области.

Насущнейшей проблемой сегодня является всеобщий мусор – в природе, на улицах, в эфире, в головах людей. Это ведёт к болезням – телесным (кишечным, туберкулёзу и т.д.) и духовным (пьянство, курение, наркомания, уход в виртуальную реальность); к пожарам и к агрессивному поведению.

Основная причина – отсутствие воспитательной работы среди детей и подростков. Сегодня она сводится к проведению праздников, конкурсов, нравоучительным беседам. Такая “воспитательная работа” кроме озлобления, ожесточения или равнодушия детей и подростков, ни к чему не приводит.

Известна формула: сегодня дети – завтра народ. И если не обращать внимания на воспитание мы получим и уже получаем народ без роду и племени, без корней. А без корней – получается перекати-поле.

Основной идеей деятельности нашего Центра является привлечение детей к осмысленной экологической деятельности через понимание связи глобальных экологических проблем (потепление, исчерпание ресурсов, сокращение биоразнообразия) с каждым человеком, с их влиянием на каждого из нас, а их решение зависит от действий каждого из нас. А способ их решения – сотрудничество и общая созидательная деятельность по улучшению окружающей среды. И тогда сразу становится понятным для чего надо содержать в чистоте наши родные места, для чего надо сажать деревья и чистить реку и пруд.

Программа наших семинаров, Ассамблеи и акций “Сделаем мир чище” и направлена на распространение накопленного нашей организацией за 25 лет опыта работы по привлечению к экологической деятельности детей и подростков и пробуждение у них добрых чувств.

Ведь по Достоевскому “красота спасет мир, да кабы она ещё была добра”.

Р.Д. Хабибуллин, Л.А. Хабибуллина, “Компьютерный экологический центр”, Н.Новгород

Возврат к списку