Интеграционный подход к экологическому образованию в школе

02.08.2011 Наша конференция сегодня – это собрание некурящих по борьбе с курением. Мы здесь все собрались единомышленники. А принимаем решения ведь не мы, совсем не мы, а политики. А с политиками у нас самые большие разногласия, потому что политики – это сиюминутники. Они не думают о послезавтра, и больше того даже о завтра. Лишь думают только о сегодня. И ведут себя так, как будто это их последний день в жизни для того чтобы обеспечить свои планы и амбиции, проявляя при этом не совсем лучшие человеческие качества.

Трагедия школы в нашей стране и в определённой степени во всём мире состоит в том, что к третьему классу начинается стремительная потеря любознательности. Начиная с третьего класса, человек перестает хотеть учиться, ходить в школу, выполнять уроки и т.д. Это происходит оттого, что образование сегодня стало очень сложным. Настолько сложным, что родители с высшим образованием не могут помочь  пятикласнику получить знание. Стало существенно сложным из-за развития науки. Когда наука перестала удовлетворяться данными получаемыми через органы чувств человека, а потребовала приборного исполнения при отсчёте понимания миллиардов лет и световых лет от расстояния, понимания твёрдосекунд как времени минимального, положения микромира. Это образование практически плохо понимаемо.

Я в очередной раз получил порцию шока, принимая зачёт на прошлой неделе. Правда, не в государственном университете. У девочки, которая поступила без единой тройки по ЕГЭ, я спросил: “Как получить из метана электрический ток?”. Она мне сказала: “Надо сжечь газ и при этом получить ток. Вскипятить воду и получить пар. Пар вращает турбину. А на турбине два диска: один трется об другой. И получается электричество”. Поняв ситуацию, я продолжил: “Позвольте посмотреть Вашу зачётную книжку”. Вижу, что стоит “отлично” по отечественной истории”. Спрашиваю: “Какой раздел истории изучали в этом году?”. Отвечает: “16-20 век”. Спрашиваю: “А кто такой Столыпин?”. Говорит без запинки: “Реформатор”. Продолжаю “В чем реформа?”. Слышу: “Без понятия. Не знаю”. Осторожно интересуюсь: “А когда он жил: при царе или советской власти?”. В ответ: “Он жил и там, и там”. Вот такие ответы, к сожалению, беда нашего образования!

Когда Президент говорит, что может надо министра образования сменить. Тот в ответ “Да, это он шутит. Не в этот раз”. Министр отписывается Президенту России, что с экологическим образованием у нас всё хорошо, оно включено в систему образования. Если Вы посмотрите школьные программы, то почти все наши понятия найдете. Другое дело, что они или не усваиваются, или не преподаются или не понимаются. До такой степени, что человек не может объяснить, почему древние знали, что Земля – шар, почему меняются времена года, а также день и ночь, вращается Земля? Вот такие элементарные вопросы.

Экология как предмет может и должна стать стержнем школьного образования. Она должна вернуть интерес школьника к пониманию повседневной жизни. Задача школы не научить конкретному знанию, а научить школьника добывать и использовать необходимые знания. А это требует изменения методов преподавания. И требует другого учителя. А другого учителя у нас нет. И в ближайшее время не будет.

Система повышения квалификации учителей тривиально плоха. Это те же лекции, зачёты, показывающие, насколько учитель усвоил теоретический материал. В век, когда слишком много информации в различных источниках, надо уметь её взять и воспользоваться. Поэтому я считаю, что в систему повышения квалификации учителей надо ввести защиту собственных проектов или изучение некоторых книг. Например, книги Билли Брайсона “Краткая история обо всём на свете”. Очень полезная книга для учителя. Но обязательно надо добавить методику продвижения к жизни. Социальные эксперименты не возможны. Но социальное эксперименты через компьютерное моделирование, через игры, возможны. Например, при помощи таких игры как “Рыболовство” о возобновимых рыбных ресурсах, “Обелиск” с избыточным количеством данных для принятия правильного решения и другие.

В связи с созданием кафедры экологического образования и устойчивого развития в Московском институте открытого образования мы уговорили ректора института А.Л. Семёнова ввести 2 и 4-часовой модули “Основы экологии и устойчивое развитие” в разделе “Методологический цикл” на всех кафедрах для обучения предметников с целью повышения профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы средствами экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР), психолого-педагогической поддержки в условиях современной школы. Основные задачи такого обучения:
  • получение учителями жизненно важных знаний по вопросам экологии и устойчивого развития как основной стратегии решения глобальных и региональных проблем современности;
  • овладение трёхстадийной технологией ЭОУР, направленной на реализацию информационно-деятельностного учебного содержания, диагностику и оценку успешности учебной деятельности;
  • экологизация преподаваемого предмета (формирование и развитие установок экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни);
  • организация деятельности школы на основе индикаторов устойчивого развития.
Ректор с нами согласился и дал указание о введении данных модулей. Нужны программа, кадры, тексты, понятные для учителя-предметника (при обучении нескольких тысяч человек ежегодно в МИОО!) как в дистанционном, так и очном режиме. Над этими задачами активно работает сейчас кафедра.

Примерная программа модуля “Основы экологии и устойчивое развитие”.
  1. Экология как наука о доме. Вселенная, Солнечная система и планета Земля. Условия жизни на Земле. От возникновения жизни до человека. Определение жизни. Биоразнообразие. Экологические системы. Биосфера.
  2. Угроза глобального антропогенного кризиса. Обратимые и необратимые изменения в природе. Проблема роста народонаселения и ограниченности ресурсов (понятие ёмкости биосферы). Необходимость взаимосвязи социально-экономического и экологического развития. Экологический след. Поддержание систем жизнеобеспечения.
  3. Устойчивое развитие как изменение парадигмы развития цивилизации. В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Дж. Форрестер, группа Д. Медоуза, Римский клуб. Понятие устойчивого развития. Повестка дня на 21 век. Россия в окружающем мире.
  4. Экологическое образование для устойчивого развития. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН. Десятилетие образования для устойчивого развития. Непрерывность. Метапредметный и междисциплинарный характер. ЭОУР в системе общего образования: содержательные линии, трёхстадийная технология, компетентностный подход, системно-деятельностный и эколого-гуманистический подходы. Метапредметные, личностные и предметные результаты и способы их диагностики. Экологизация естественно-научных дисциплин. Организация системы непрерывного ЭОУР. Индикаторы устойчивого развития и их применение в образовательных учреждениях.
Экологическое образование во всём мире должно составлять основное содержание современного образования. Коллеги, школа предназначена не только для передачи знаний. Она должна воспитывать гражданина, готовить его к жизни! Должна заложить в нём потребность повышать свою квалификацию и, значит, получать образование на протяжении всей жизни. Объяснение окружающего мира – должно быть основным содержанием предметов для правильного понимания и применения фундаментальных законов природы и общества.

Конечная задача ЭОУР проста – экологическая культура. Она состоит из экологического поведения: не производить, не потреблять, не выбрасывать ничего того, что природа не может ассимилировать во время жизни этого продукта. Для удовлетворения своих потребностей человечество использует больше природных ресурсов, чем природа успевает возместить за счёт круговорота веществ. Это означает, что мы сидим на сучке, который подпиливаем сами, и рано или поздно возникнет угроза существованию единственной человеческой цивилизации. Поэтому, если проводить обучение на конкретных жизненных примерах, объясняя мир вокруг человека, интерес к обучению не потеряется. Глубоко в этом убеждён. Наряду с образованием важное значение имеет экологическая практика, направленная на выполнение социально-значимых проектов, требующих совместных действий и изменения личного и коллективного поведения (проекты по ресурсосбережению, сбор батареек и раздельный сбор мусора и т.д.).

Экологическая задача регионов – поддержание систем жизнеобеспечения: сохранение чистого воздуха, воды, почвы и биоразнообразия. А вот дальше – решение на глобальном уровне. Оно требует реорганизации ООН или создания другой, новой организации с советом безопасности по глобальным экологическим проблемам. В настоящее время в геополитике произошло коренное изменение. Раньше война за пространство, за удовлетворение потребностей, за колонии, по религиозным и этническим мотивам была средством решения противоречий между людьми. Сейчас у человечества появился общий враг – он САМ, его деятельность, поскольку природа перестала быть неисчерпаемой кладовой, из которой можно только брать и брать. Это обстоятельство позволяет надеяться, что в борьбе с этим общим врагом, объединяющие человеческие идеи будут реализованы в обозримом будущем. Наверное, это не произойдет в ближайшее время. Но это произойдет неизбежно, когда сама природа поставит более жёстко задачу сохранения человека разумного на нашей планете. Очевидно, что тогда цена за это будет значительно большей.

Коллеги у нас очень трудная задача. В этой трудной задаче есть одна лишь привлекательность – она самая главная и важная задача. Главнее её у нас нет!


Ягодин Г.А., Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

Возврат к списку