Обращение к Президенту России о создании Совета по экологическому образованию для устойчивого развитию

25.07.2011
ОБРАЩЕНИЕ
участников XVII Международной конференции по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития

Всесторонне обсудив состояние, опыт и тенденции экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в России с учётом основных положений Стратегии Европейской Экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития, участники Конференции отмечают:

1. Модернизация отечественной экономики и переход России на принципы устойчивого развития не возможны без экологизации общего и профессионального образования, реализации в нашей стране принципов устойчивого развития, провозглашенных в международных документах, а также в соответствующих указах Президента страны.

2. Экологическое образование для устойчивого развития предполагает переход к такой социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы, когда их благополучие и развитие осуществляются не в ущерб будущим поколениям, способствующие социальному и экономическому развитию страны.

3. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» сформулированы основы формирования экологической культуры, в том числе подчеркнуты всеобщность и комплексность экологического образования, определены порядок преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях. Но этими нормами права не руководствуется образовательное ведомство страны, рассматривая их как отраслевые, о чем свидетельствует проект закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отсутствуют принципиальные положения об экологическом образовании.

4. Разработанные проекты Национальной стратегии и Плана действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в России так и не нашли должной поддержки со стороны исполнительной и законодательной властей страны.

5. Сегодня экологическое образование и образование для устойчивого развития в нашей стране осуществляется в основном на энтузиазме, научном осмыслении и гражданской ответственности отдельных вузов, школ, профессоров, преподавателей, учителей вне зависимости от отношения к экологическому образованию и образованию для устойчивого развития со стороны федеральных ведомств.

Учитывая изложенное, участники конференции считают необходимым и обращаются к Вам, Дмитрий Анатольевич с просьбой:

1. Образовать Cовет по экологическому образованию для устойчивого развитию при Призиденте России, поручив Совету разработку и контроль за реализацией системы экологического образования для устойчивого развития в России.

2. Включить в обсуждаемый в Госдуме России законопроект «Об образовании в Российской Федерации» нормы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования для устойчивого развития и формирования экологической культуры как составной части государственной политики в области образования и экологии (редакция поправок и предложений в законопроект прилагаются).

3. Поручить Правительству России
3.1. принять в течение 2011 года Национальную стратегию экологического образования для устойчивого развития и План действий по её реализации;
3.2. Расширить номенклатуру подготовки по направлениям бакалавриата для обеспечения модернизации страны на принципах устойчивого развития и «зелёной экономики», обратив особое внимания на экономику рационального природопользования, технологии малоотходного производства и утилизации отходов, приборной автоматики экологического мониторинга, а также преподавания на всех уровнях обучения детей и молодёжи учебных предметов: экология, экологическая психология, экологическая политология, глобалистика.

4. Обратить внимание Правительства России на то, что в связи с несвоевременным поступлением приказа Минобрнауки России, в котором определён экзамен по географии вместо биологии на экологическое направление бакалавриата «Экология и природопользование», в большинстве вузов страны практически сорван приём на это направление и требует незамедлительных действий со стороны образовательного ведомства по исправлению этой негативной ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Поправки и предложения в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» - на 3-х листа:

От имени и по поручению участников конференции:

С.И. Барановский, Председатель оргкомитета конференции, президент Зелёного креста, д.т.н., проф.
С.А. Степанов, Председатель программного комитета конференции, президент Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ), к.и.н., доц.
А.В. Фёдоров, Исполнительный директор конференции, Председатель Ассоциации журналистов-экологов СЖР

Аналогичные обращения были направлены председателям Правительства России и Госдумы России.

Возврат к списку