Выступление Президента Зелёного креста на Конференции по экомодернизации России

01.11.2010 Введение.
Из предыдущих докладов складывается апокалипсическая картина состояния окружающей среды в России и полное отсутствие позитивного влияния властей всех уровней и бизнеса на ситуацию. Сегодня здесь мы обсуждаем возможности экологической модернизации. Любые меры, предложенные лучшими учёными и общественниками страны, к сожалению, «упираются» в низкий уровень экологической культуры всех слоёв общества, в т.ч. и лиц, принимающих решения. Именно поэтому в таких условиях на первый план должно выйти экологическое образование и просвещение.

«Экологическое образование» с первого дня существования Международного Зелёного креста – иннаугурационной речи Президента – основателя М.С. Горбачёва – главная программа Зелёного креста. Её основателем был один из крупнейших экологов ХХ века – академик Н.Н. Моисеев. С момента регистрации Российского Зелёного креста, 1-м президентом которого был Н.Н. Моисеев, было организованно и проведено 16 международных конференций по экологическому образованию и образованию в интересах устойчивого развития. Результатом этих встреч ведущих экспертов – преподавателей ВУЗов и школ страны, экологических активистов различных НПО; учёных, представляющих основные академии страны (РАН, РАМН, РЭА, РАЕН) стали решения, направленные в различные министерства, а так же сборники трудов конференций и методические материалы для преподавателей школ и ВУЗов (www.green-cross.ru/books/295/). Этот уникальный опыт позволяет проанализировать ситуацию с экологическим образованием в трёх действиях : «Вчера», «Сегодня» и «Завтра».

«Вчера»
Начиная со Всемирного саммита 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где экологическому образованию была посвящена одна из основных глав документа, была сформулирована «дорожная карта», которая могла бы позволить руководству страны выстроить современную систему экологического образования в России. Но этот шанс был упущен и уже в 1993-1994 гг. стало ясно, что экологическое образование так и не стало предметом заботы ни законодательной, ни исполнительной ветвей власти. Именно тогда, Н.Н. Моисеев и сформулировал концепцию непрерывного экологического образования, которая стала основной темой 1-й конференции по экологическому образованию, поддержанной Международным Зелёным крестом. 6 таких конференций прошло в последние «лихие 90-е годы», был накоплен определённый методический опыт, который позволил представителям Зелёного реста принять участие в создании Экологической доктрины России и подготовить раздел «Экологическое Образование». Доктрина в конце концов в 2002 г. была одобрена правительством Касьянова М.М., но до сих пор ни одного из положений Доктрины не было реализовано.

«Сегодня»
Нынешний 2010 год приятно удивил всех экологов и экспертов экологического образования. Наконец, власть, в лице Президента России, напрямую заговорила о необходимости «бороться с экологической безграмотностью и безразличием», воспитании экологической культуры.

«Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподается в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет», - эти слова были сказаны Дмитрием Медведевым в связи с празднованием дня эколога 5 июня 2010 г.

Ранее, на заседании Президиума Госсовета Президент страны отметил, что при отсутствии экологического образования у школьников формируются потребительские взгляды и соответствующее им отношение к природной среде. Для нас очевидно, что экологические знания должны быть приоритетные в общей системе знаний, если мы хотим сохранить наш мир.
Сегодня экологическое образование выступает культурной, мировоззренческой основой национальной и глобальной безопасности.

Мы много говорим о недостаточности правовой базы для него. Однако следует напомнить, что в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма». Кроме того, в Указе Президента России № 889 от 4 июня 2008 г. также определена необходимость включения в государственные стандарты образования основ экологических знаний.

Тем не менее, никогда прежде Министерство образования не было озабочено состоянием дел в экологическом образовании. В какой то момент, под давлением педагогической общественности, в учебный план был введён предмет «Экология», который затем был отменён министерскими чиновниками.

Большим достижением экологов можно считать тот факт, что глава государства распорядился проанализировать выполнение со стороны Минобрнауки России поручений Президента и Правительства России, связанных с развитием экологического образования и просвещения, принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, «в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующий государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий». Срок выполнения поручения – 1 сентября 2010 г., ответственным назначен глава Правительства Владимир Путин. Для нас было непростительной ошибкой не воспользоваться этим обстоятельством для решения проблем отечественного экологического образования.

Таким образом, в задачу нашей 16-й конференции входило обсуждение и подготовка открытого обращения к Президенту о механизмах выстраивания системы экологического образования в интересах устойчивого развития в нашей стране.
Была проделана подготовительная работа. По инициативе Зелёного креста в интернет пространстве была развернута дискуссия о будущем экологического образования в России. Учитывая большой энтузиазм участников дискуссии, их желание консолидироваться и вместе проанализировать возникшие возможности, мы внесли изменения в программу конференции и запланировали проведение специального круглого стола «Проблемы и перспективы экологического образования в России».
Результатом 16-й конференции «Экологичекое образование в интересах устойчивого развития» стало решение, которое мы предлагаем в качестве основы для резолюции нашей сегодняшней конференции. Этот документ был размещён на сайте конференции и уже получил ряд предложений от общественных организаций.

«Завтра»
Наша сегодняшняя конференция имеет уникальную возможность воспользоваться ситуацией, которая сложилась в 2010 г., как минимум с экологическим образованием. Кстати это уже поняли и другие. Так 18 октября в ТПП РФ и РСПП прошёл круглый стол Профсоюза олигархов «Формирование предложений для выработки основ экологической политики РФ до 2030 года». В резолюции круглого стола – общие декларации и практически никаких конкретных предложений и ни слова об экологическом образовании. Не думаю, что эта попытка бизнеса адресовать властям декларативные, неконкретные соображения, была удачной.
Другой попыткой была совместная инициатива МПР и неизвестного ОО «Гринлайт», которое организовали аналогичное обсуждение «Основ экологической политики РФ до 2030 г.». Предложение это конференции имеет смысл проанализировать и, возможно, учесть в нашей резолюции. Материалы доступны.

Таким образом, как говорил 1-й Президент СССР и Международного Зелёного креста - «процесс пошёл». Сегодняшняя конференция, представляющая все сектора Зелёного движения, имеет все возможности для формулирования позиции гражданского общества, как минимум в рамках модернизации экологического образования. Почему?

«Что делать?»
Мне кажется, что наша конференция:
  • Проходит очень вовремя;
  • Имеет поддержку всего зелёного движения;
  • Заявленные в секции «Экологическое образование» доклады позволяют сделать квалифицированный анализ ситуации с ЭО в РФ и вполне обоснованный текст резолюции секции.
И последнее – у нас есть все основания, чтобы максимально использовать резолюцию 16-й конференции по образованию в интересах устойчивого развития, подготовить качественные предложения по мерам его развития, которые наша конференция может предложить и Президенту и Правительству России.

Приглашаю всех, кто занимается экологическим образованием и просвещением, принять участие заседании секции «Экологическое образование и просвещение» и внести свой вклад в резолюцию секции.

Возврат к списку