Гонка zero race. Зелёный наконец взвился в небо

13.09.2010 09.09.2010

Трасса Челябинск- Курган-Макушино

В этот день команда драйверов zero race, остановившаяся на ночлег в челябинском спортивно-оздоровительном детском пансионате «Чайка», проснулась в пять утра для того чтобы наскоро собрав вещи и перехватив чашку чая, ровно в шесть сесть в микроавтобус и доехать на нём до здания Центра Международной Торговли Челябинска (конгресс- холл). Отсюда гонка должна была стартовать в 07.00 для продолжения своего пути в сторону Кургана. Отправляться в дорогу позже, в традиционные 08.00 утра не представлялось никакой возможности - гонщики не успели бы на торжественную встречу с руководством Курганской области, давно запланированную в связи с прохождением трассы экологического проекта zero race через Курган.

zrace4.jpg

Поразительно, но для того чтобы проводить автогонщиков на трассу Челябинск-Курган, к центру международной торговли в половине седьмого приехали люди, которые вполне могли бы позволить себе по статусу вздремнуть часок-другой, и прислать кого- нибудь вместо себя. Это были Президент центра международной торговли Сергей Овчинников и руководитель Зелёного креста в Челябинске Мария Соболь.

Группа проекта zero race собралась перед зданием конгресс-холла, а в это время драйверы выводили из гаража свои электромобили. Мотоцикл Свена и Сандры удалось привести в порядок, и появилась надежда что хотя бы на пробеге Челябинск-Курган синий мотобайк сумеет преодолеть расстояние в 273 км без очередной подзарядки и экстренного ремонта. Именно этот мотоцикл накануне вечером стал причиной достаточно сложных проблем, а именно, ему потребовалось гораздо больше времени на ремонт чем обычно, и гараж который должен был закрываться на замок в 23-00 спортсмены из Германии просили не закрывать и позволить им повозиться с любимой техникой. Однако, руководство гаража на это не пошло, так что Свену и Сандре пришлось приложить максимум профессиональных усилий для того чтобы успеть до дедлайна. В самом деле, трассу Челябинск-Курган Свен и Сандра прошли без поломок, хотя и всё равно отстали от основной команды.
zrace5.jpg

На выезде с границы Челябинской области произошёл неприятный инцидент с патрульно-дорожной службой, а именно: машину Луиса Пальмера и Юлианы Прискин остановил «человек в форме». К водительскому удостоверению Луиса сотрудник дорожной милиции проявил недюжинное любопытство, - ему не понравилось как выглядят водительские права международного класса, и сколько бы сидящие в машине (Луис, Юлиана, Анна, Борис) не убеждали ГАИшника, что по-другому права выглядеть не могут, всё это было бесполезно. Это уже второй инцидент, когда трейлер zero race (техническая машина с прицепом для транспортировки электромобилей на случай их поломки) останавливают сотрудники патрульно-дорожной службы на территории России.

Первый раз подобный случай произошел на территории Владимирской области. Однако, тогда достаточно было показать ГАИшнику права и документы на машину и на прицеп. Проверив документы и почтительно посмотрев на Юлиану, ГАИшник отправил драйверов с миром. А вот под Чебоксарами ситуация затянулась. Это было тем удивительнее, что ещё накануне патрульно-дорожные службы с мигалками на крышах торжественно въезжали с автогонщиками в город. Общение со стражами порядка носило курьёзный характер, изначально драйверы трейлера обрадовались, увидев людей в форме - они думали, что это те самые ГАИшники, которые будут сопровождать команду «нулевой гонки» от Чебоксар в сторону Кургана. Но когда на радостный вопрос координатора гонки Бориса Некрасова «А, вы наше сопровождение?» гаишник злорадно ответил «Да какое мы вам, (…) сопровождение! Что везёте в прицепе? Какая ещё кругосветная гонка? Что вы мне мозги полоскаете, у вас права не соответствуют стандарту!», стало очевидно что речь идёт об обычном вымогательстве.

Пока шли пререкания с патрульно-дорожной службой, вернулась машина сопровождения с Марией Яковлевной Соболь, и разговор пошёл уже на другом уровне. «Мы спешим в Курган, - четко и по-деловому сказала Соболь, - предъявив своё удостоверение, - дело в том, что в Кургане нас ждёт администрация города и дети». Только после этих слов ГАИшник Челябинской патрульно-дорожной службы позволил драйверам zero race trailer двигаться дальше., до поста «настоящего сопровождения», автогонщиков.

Надо сказать, что этим инциденты общения с дорожной милицией на маршруте русской трассы не исчерпывались. Самый неприятный инцидент произошёл на въезде в Чебоксары. Машина сопровождения, красная «Ауди» (c волонтёрами «Гринпис» Иосифом и Евгенией) вынуждена была оторваться от основной группы по техническим соображениям и внешне выглядела как обычная машина. На въезде в Чебоксары её остановил ГАИшник, предъявив видеозапись якобы незаконного обгона фуры. Однако, по словам пострадавшего в инциденте Иосифа (он был за рулем), никаких нарушений при этом не было, поскольку он обогнал фуру в разрешённом месте и по всем правилам дорожного движения. Препинания между с местным стражем порядка закончились тем, что у Иосифа отобрал водительские права, и он обещал подать в суд на ГАИшников Республики. Он получил до суда временные права, но настроение было капитально испорчено. И буквально спустя пару десятков километров ситуация сменилась на зеркально противоположную - несколько машин с людьми в форме «отдали под козырек» и начали патрулировать команду электро-драйверов вместе с группой сопровождения («Ситроен» с прицепом и та самая злополучная «Ауди»). К счастью этими тремя эпизодами неприятного общения со службой ГАИ исчерпывался опыт пересечения иностранными драйверами Российских просторов.

Въезд драйверов в Курган выглядел торжественно. Патруль ГАИ сопровождал драйверов до центральной городской площади, возле памятника Ленину, где развернулось настоящее шоу.

zrace6.jpg

Администрация Курганской области приготовила для драйверов торжественную встречу, с хлебом-солью и танцем «калинкой» в русских национальных костюмах. Однако Луис Пальмер не дал возможность танцовщицам вовсю разойтись и всю инициативу взял на себя. Вместе с членами команды он вытащил на площадь огромный баллон из плотной зелёной клеёнки и подключил его к электричеству. Буквально за считанные секунды на глазах у изумленных жителей бесформенная зелёная клеёнка приняла форму огромного нуля с надписью «zero emissions race», то есть «пробег с нулевой эмиссией».

zrace93.jpg

Наконец-то! Впервые за всю гонку по России! Молодёжные экологические организации немедленно начали водить хоровод вокруг нуля со словами «Ай лю ли, все вокруг одни нули!», а затем подарили автогонщикам зелёные «экологические» кепки и флажки, которыми, под ликование зрителей, драйверы принялись размахивать в такт музыке. Тут же, на площади, телевидение Кургана записало несколько интервью с участниками гонки.

Курган оказался первым и единственным городом всего маршрута автогонщиков по России, на котором участникам пробега предложили для электромобилей идеальные розетки (!). Трудно сказать почему в других точках России электрики горадминистраций, с которыми связывались русские координаторы пробега, не понимали цифр «напряжение сети - 220 Вт, сила тока - 16 ампер, каждый электромобиль заряжается от своей линии, зарядка защищается от дождя», но факт остается фактом. Курган оказался единственной точкой на карте где для всех электромобилей условия зарядки подошли идеально. Можно предположить что определённую роль в этом сыграло и профессионально-техническое понимание ситуации со стороны главного организатора встречи спортсменов в Кургане. Им стал сотрудник управления по социальной политики Правительства области Борис Александрович Дейкун. Именно он сумел организовать для встречи с автогонщиками не просто набор электророзеток, а специальное устройство с адаптером и регулировкой силы тока. Впервые все три электромобиля полностью зарядились всего за два часа и уже в 17-00 готовы были двинуться в дальнейший путь в сторону посёлка городского типа Макушино.
zrace7.jpg

Встречать смелых драйверов на центральную площадь пришли директора департаментов социальной политики Евгений Львович Симонов и природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Павлович Шевелев, начальник управления по социальной политике Сергей Петрович Иванов. Все они выступили с краткими докладами перед жителями Кургана.

Евгений Симонов отметил, что целью Кругосветной гонки с нулевым выбросом является путешествие на автомобилях с электродвигателем за 80 дней. «Участники гонки планируют посетить 150 городов и потому их график проходит в жёстком цейтноте, - отметил Е.Л. Симонов, - в Кургане гонщики пробудут всего 4 часа. В этом пробеге принимают участие команды из разных стран и поэтому для нас это не просто экологическая акция, но и знак дружбы и доверия со стороны участников пробега городу Кургану!». А директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Шевелев добавил, что он верит в то, что Курган останется в памяти автогонщиков, поэтому он просит принять на память сувениры, веря, что общими силами мы сумеем сохранить здоровую экологию Земли. После этого перед собравшимися выступил Луис Пальмер и участники гонки отправились в столовую правительства области, где от имени губернатора Олега Алексеевича Богомолова был дан роскошный обед, включающий борщ с чесночным хлебом и нежнейший стейк с овощами.

zrace9.jpg

Директор департамента окружающей среды и природных ресурсов Курганской области Виктор Шевелев, будучи во главе стола, задал участникам пробега ряд вопросов, в частности, он интересовался их профессиональными навыками и образованием. Оказалось, что все участники автопробега - профессионалы автомобилестроения, все они так или иначе связаны с высокими технологиями, среди них есть конструкторы, инженеры, электрики и автомобильные дизайнеры. Все - фанаты своего дела искренне верящие в то, что автомобиль - это не роскошь и не средство передвижения, а культурный феномен, который поможет цивилизации перейти к экологическому мышлению, если, конечно, человечество проявит интерес к электромобилю, обладающему нулевой эмиссией.

Все машины собраны их руками, материалы и необходимые элементы приобретены на гранты (так собрана Австралийская машин TREV) и на деньги, предоставленные экологически безопасными компаниями для создания техники нового поколения. Так была собрана швейцарская машина Франка Локера и Тоби Вильсера, которую финансировали компании создающие солнечные батареи «OErlicon solar» и «TaLga». Немеций мотобайк тоже был собран руками драйверов, управляющих им. А девушки-драйверы команды zero race вдобавок ещё обладали научной степенью. Обе девушки-драйвера, Юлиана Прискин из Швейцарии и Сандра Луст из Германии - доктора наук, Юлиана, географ по образованию, защитила диссертацию в Австралии по экологическому туризму, а Сандра, специалист в области химических элементов, использующихся в аккумуляторах, защитила диссертацию по электрохимии. Таким образом в команде zero race удачно подобрались и практики и теоретики, для которых поведение машины в экстремальных условиях (в том числе русского бездорожья) - бесценный эмпирический материал.

zrace91.jpg

Это для обывателя мотоцикл Сандры и Свена просто «ломался», для них же все проблемы, возникшие с техникой давали бесценную тестовую информацию - при каких нагрузках клеммы на аккумуляторах начинают окисляться корродировать или гореть, например.
Отметим также что все создатели электрокаров - молодые люди в возрасте от30 до 40 лет, с определённым профессиональным опыт, и вот теперь тот опыт который они приобретают на проекте кругосветной гонки не только создает им имя в мировом масштабе (они выступят на конгрессе в Мексике по изменению климата как «первопроходцы» в области электромобилей), но и предоставит им новую информацию для конструирования экологически чистой машины будущего или написания диссертации.

Согласитесь, что игра стоит свеч и это отчасти объясняет почему люди в Кругосветной гонке соглашаются терпеть цейтнот, хроническое недосыпание и нечеловеческие условия быта, мотели с пятиместными номерами без удобств, питание «на ходу» и т.п. Без преувеличения можно сказать что проект zero race – это не бизнес-проект, а исследовательский проект, а там, где речь идёт не о рекламе уже созданного и поставленного на поток продукта, о занятии им определённой потребительской ниши, а о более раннем этапе - то есть, о проработке новой идеи на уровне первых тестовых образцов, о больших спонсорских деньгах говорить не приходится.

zrace8.jpg

В 20.00 группа zero race въехала на территорию посёлка городского типа Макушино. Это посёлок с населением 9 тыс человек, с домами не выше 5 этажей, которые кажутся небоскребами на фоне подавляющего большинства одноэтажных домиков, рассчитанных на одну семью или на несколько. Комфорта и удобств здесь минимум - разбитые и давно нуждающиеся в перекладке асфальта дороги, трубопроводы, тянущиеся прямо вдоль них и над ними, элеваторы, кажущиеся брошенными - никакого движения вокруг, ни одной сельскохозяйственной техники рядом. Сонное царство, по-сибирски холодно и безлюдно - разве что бродячая собака дорогу перебежит. Можно предположить что в этом посёлке, находящемся вблизи границы с Казахстаном, люди зарабатывают торговлей, но лишь в теоретическом плане. Реальность никак не подтверждала, но и не опровергала это.

Драйверы проекта zero race прибыли в Макушино уже в сумерках, и вот тут-то выяснилось, что ни один фонарь на Макушинской улице не работает, а уральские сумерки сгущались с каждой минутой. «Что вы, какие фонари! - испуганно замахала руками жительница, - у нас тут воду в дома и канализацию только пару лет назад провели.

Разместились участники пробега в гостинице Урал, где был свободен всего один одноместный номер, а остальные были трёх и пятиместные (но чистенькие и не пыльные). Правда в гостинице есть сауна с бассейном и хорошая столовая, а ночёвка стоит всего 350-550 руб. в сутки.
Район Макушино сложен в социальном плане. Никакой промышленности, никакого хай-тека, в сельском клубе вытершиеся до дыр стулья проваливаются от старости. Ребятишки, выбежавшие навстречу автогонщикам, не отличались ни культурным воспитанием, ни хорошими манерами. Был момент когда казалось, вот-вот и толпа фанатов, завороженная и восхищенная сошедшими с небес суперменами на диковинных автомобилях, похожих на космические корабли, разнесет в клочья и разберёт по винтику на сувениры электромобили.

zrace92.jpg

После общения с населением, участники гонки направились в сельский клуб. Команду спортсменов там встретили глава Макушинского района Василий Михайлович Шишкоедов, глава города Макушино Валерий Александрович Абакумов и заместитель главы района по социальной сфере Ирина Александровна Комбарова. Самый запоминающийся комментарий к проекту zero race пожалуй звучал так: «Двадцать лет назад к нам в Макушино приезжали спортсмены на велосипедах - был автопробег. А сейчас вот приехали на электромобилях. Это тоже экологически чистый вид транспорта, как и велосипеды. А может быть лет через двадцать к нам прилетят спортсмены на экологически чистых аэропланах, работающих на солнечных батареях?». Как говорится поживём - увидим.

Анна Гаганова
Пресс секретарь гонки zero race по странам СНГ
Ассоциация журналистов экологов

Возврат к списку