Развиваем наший детей

11.12.2008

Челябинский Зелёный крест завершил выполнение двух своих детских проектов – художественного и литературного.

Прошедшая осень для детей из городов и сёл, пострадавших от радиации, прошла под знаком двух проектов – «Радуга детства» и «Тропинка на Парнас». Деньги на финансирование этих творческих начинаний выделил Центр содействия социально-экономическим инициативам атомной отрасли, действующий под эгидой Росатома. «Радуга детства» – совместные пленэры челябинских художников и учащихся школ искусств и изостудий. «Тропинка на Парнас» – уроки поэтического мастерства, проведённые челябинскими поэтами.
Если говорить научным языком, эти мероприятия формировали у школьников положительный взгляд на мир и на свою территорию. А если по-простому – подарили детям несколько радостных встреч. О том, как они проходили, рассказывают руководители проектов – Оксана Брезе и Тамара Либерман.

Удивительные пленэры

– Первой ласточкой стал творческий марафон «Южный Урал глазами детей», – рассказывает Оксана Брезе. – Знакомиться на выставке с картинами известного художника – это одно, а видеть, как он подходит к твоему мольберту, учит, советует – другое.

На следующий год Оксана придумала ещё более интересный проект. Идея встречи ученика и Мастера выражалась не только в мастер-классах, но и в совместных пленэрах, посещении художественных мастерских, арт-галерей. В проекте приняли участие Евгений Варгот, Иван Болотских, Сергей Селиверстов, Светлана Бахарева, Анатолий Пастухов, Анатолий Гилев, Сергей Удалов.

Территории (Муслюмово, Бродокалмак, Касли, Кыштым, Снежинск, Озёрск) сами выбирали, что хотели бы рисовать. Каслинцы – разрушенный мостик. Снежинцы – заброшенный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш.

Ранняя осень – время, на которое было запланировано большинство пленэров, не баловала солнечными деньками. Ещё в Челябинске повалил снег, когда собрались ехать в Воскресенку, но занятие не сорвалось из-за коварной погоды. Дети накидывали капюшоны, надевали перчатки, убегали в автобус погреться.

Проект «Радуга детства» подсказал несколько интересных идей. Во-первых, создание галерей в школах искусств.

– Важно сохранить творчество уральских художников для будущих поколений, – считает Оксана Брезе. – Сейчас мы говорим со школами, чтобы они при помощи местной власти нашли возможность купить картины у художников. Постепенно в школах могут быть сформированы свои художественные фонды. Сейчас они складываются только из работ детей, а картины художников оказываются в фонде Союза художников России, откуда они уже никогда не попадут в школы Озёрска, Снежинска, Бродокалмака.

Вторая идея Оксаны Брезе – вывезти самых активных участников проекта в Санкт-Петербург, который, кстати, тоже является зоной радиоактивного воздействия, и устроить там творческие каникулы.

Что такое осень?

Тамара Либерман курировала аналогичный литературный проект «Тропинка на Парнас».

– Как человек, долгое время занимающийся программой «Новые имена», я понимаю, что с талантливыми ребятами нужно работать ещё больше, чем с обычными, – утверждает Тамара Александровна. – Если такой ребёнок появляется, он требует особого педагогического труда.

За каждым поэтом – участником проекта – была закреплена своя территория. Касли «достались» Ирине Аргутиной, Муслюмово и Бродокалмак – Наталье Рубинской, Снежинск – Николаю Шилову, Трехгорный – Константину Рубинскому, Озерск – Нине Ягодинцевой.

Поэтический урок длился дольше обычного – полтора-два часа. У каждого поэта была своя «изюминка».

– Лучший педагог из них – Константин Рубинский, – считает Тамара Либерман. – Многие попали под его обаяние. Он свои уроки строит на одном: будоражит воображение ребят, попутно давая им основы стихосложения. Это интересно, увлекательно и результативно. Например, Костя спрашивает: какое состояние рождает у вас поэтический отклик? Все единогласно отвечают: печаль. Начинают разбирать состояние печали. Константин просит выразить её в личностных деталях. Он удивительно точно показывает, что поэтический предмет именно потому должен быть конкретизирован, что только конкретный образ порождает дальнейшие ассоциации. Я вижу, как у детей начинают сверкать глаза, они начинают понимать, что это такое.

При описании осени ребята постепенно приходили от клишированного «золотая листва» к пушкинскому «в багрец и золото одетые леса». Литературные уроки выявили печальную тенденцию: сегодняшние дети почти ничего не читают, из школьной программы с трудом вспоминают одно-два поэтических имени.

– У всех вас есть компьютеры, Интернет, – обращалась к ребятам Ирина Аргутина. – Найдите поэтический сайт, загляните туда! Как вы можете научиться писать стихи, если не знаете, чему вообще надо учиться?

Наталья Рубинская развешивала фотографии в классе, играла на рояле и просила искать совпадающие состояния в мелодии и пейзаже. Эта находка оказалась очень удачной.

Детский поэт Николай Шилов на примере своих стихов показывал, как найти веселое в будничном, играл с ребятами в шарады и буриме.

По завершении программы поэты и юные авторы встретились в челябинском Доме актера. Туда же пришли их сверстники из литературных студий Константина Рубинского и Анны Кипнис. Был устроен поэтический турнир. Виктор Нагдасев, единственный челябинский актер, имеющий в своем репертуаре чтецкие программы, сумел развернуть на маленькой сцене Дома актера целую поэтическую антологию. На всех встречах присутствовали учителя-словесники. Сейчас, когда проект завершился, все в один голос заявляют: нам этого мало, хотим учиться дальше.

Мария Соболь, Челябинский РЗК


Возврат к списку